Беленький Марьян (belenky) wrote,
Беленький Марьян
belenky

Categories:
Марьян Беленький
Как стать эстрадным драматургом
Как писать скетчи и монологи для актеров и при этом «не потерять лицо»?

Сегодня на московском рынке скетч, монолог стоит 1500 долл. Плюс авторские отчисления, который могут достигать немалых сумм.
На первый взгляд – огромная сумма за текст в 3-5 тыс. знаков. Тем не менее, эстрадных драматургов очень мало. Значительно меньше, чем тех, кто называет себя юмористами и публикуется в прессе. Актеры постоянно жалуются на отсутствие авторов, авторы – на отсутствие актеров.

Вызвано это значительными различиями в организации текста в литературном и эстрадном юморе. Читая рассказы Чехова, Марка Т вена, Эфраима Кишона, О”Генри, Бранислава Нушича, Тэффи, Аверченко и т. д. , мы улыбаемся, понимаем, что это смешно. Но если прочесть любой из рассказов любого из этих авторов в аудитории, смеха они не вызовут.
Эстрадный юмор базируется на трех китах – реприза (фраза, вызывающая смех), образ, ситуация.
Написать текст, который будет вызывать смех – это особое ремесло.
Многие полагают, что жанр этот сегодня в СНГ находится в глубоком кризисе. Я полагаю, что смотреть «Кривое зеркало» или «Аншлаг» - это как подглядывать в туалете. Порядочные люди этого должны стыдиться. По моему скромному разумению, жанр этот сегодня используется для зомбирования массового зрителя, привития ему некритического мышления. Человек, который смотрит «новых русских бабок», пойдет и проголосует, за кого скажут. Но на эту тему у меня есть отдельная статья.
«Зритель требует говна, мы ему и даем».
http://masovka.com.ua/content/view/4880/60/
http://show.oboz.ua/article/5083.htm
Можно ли работать для эстрады, не наступив на горло собственной песне, без компромиссов с совестью, без пошлых шуток про жопу и тещу? Я считаю, что можно. Последний пример – Олег Вельцман, ака
ikemmer
Правда, придется смириться с тем, что и авторские будут поменьше, и известности.. Но если кому интересно работать поменьше, а получать побольше, есть хорошая работа – киллер. Занятости на несколько часов в месяц.
Правда, пиара это занятие не дает, но деньги приличные и свободного времени много.

Не все, что пишут авторы, исполняют актеры. Не все, что исполняют актеры, попадает на большие сцены. Не все, что попадают на большие сцены, снимает ТВ. Не все, что снимает ТВ, попадает в эфир. Не все, что попадает в эфир в Москве, смотрят в других городах и за границей.
На каждом этапе работает отрицательный отбор. Т. о., в телевизоре мы видим худшие образцы. Чему способствует и система взяток, укоренившаяся на ТВ. Платить нужно за то, чтобы молодого, никому не известного актера поставили в концерт, за то, чтобы его не вырезали из готовой программы.
Шендеровича ушли, Дубовицкая и Петросян остались.
Следует учесть, что на Россию стремительно наступает новый жанр – стенд ап комеди, американская импровизационная комедия. В России пока в этом жанре мало кто работает, могу назвать Николая Куликова ака
kolyakulikov
Жанр этот базируется на трех китах – сиюминутность, импровизация, контакт со зрителем. Пока в России мало кто умеет это делать.
На эту тему у меня много чего написано, если кому интересно.
Эстрадный юмор уходит сегодня из больших концертных залов в ночные клубы.
Потребность в авторах у актеров по-прежнему есть.
Если у вас есть юмористические тексты, или вы полагаете, что можете их писать, прежде всего нужно найти своего актера. Найти автору актера – как найти мужа или жену. Автор и актер должны быть единомышленниками, иначе ничего не получится.
Несмотря на цены на этот товар, эстрадная драматургия – работа нервная. За такую работу нужно выдавать за вредность не молоко, а 30% сливки, взбитые с сахарной пудрой и клубникой.
Прежде, чем актер заплатит автору за текст, он вымотает из него все нервы и выпьет всю кровь. У меня были случаи, когда текст переписывался по 30-40 раз, и в итоге актер его все равно не брал. А другому предлагать – пользы мало. Все равно, что костюм, сшитый на заказ, предложить другому человеку.
- Как найти своего актера?
Лучше всего, конечно, жить в Москве и посещать соответствующие места выступлений.
- А если я в Москве не живу?
- Таки плохо. Можно посещать подобные тусовки в своем городе, смотреть ТВ, регулярно проверять ютуб на предмет появления новых имен в этом жанре, контактировать со своими онлайновыми знакомыми, читать прессу по специальности и даже смотреть «Смехопанораму».
Согласно моему опыту, времени и сил на то, чтобы текст продать, уходит примерно в сто раз больше, чем на то, чтобы его написать. Но это связано с тем, что я живу в глубокой провинции – г. Иерусалим, Израиль.
- Как отправить текст актеру?
Актера можно попытаться найти через социальные сети. Или через сообщество журналистов paparazzi.livejournal.com
- Как воспитать своего актера?
- Пойти в эстрадное училище, встретиться с преподавателем, руководителем, режиссером разговорников, организовать встречу со студентами. Авось кто-нибудь клюнет
У меня есть запись двух часового выступления перед студентами киевского эстрадно-циркового колледжа, если кому интересно, могу выслать.
Не исключен вариант предложения текста театральному актеру, им же нужно с чем-то выступать на творческих встречах. Однако, в этом случае, на вышеуказанные в начале этого опуса суммы и авторские отчисления рассчитывать не приходится.
Нельзя продать один и тот же текст нескольким актерам. Если вы один раз это сделаете, у вас больше никто никогда ничего не купит. В этой тусовке все всех знают, известие об ловком дельце распространится мгновенно.
Если вы хотите продать текст актеру, нельзя публиковать его в открытом доступе. Чем лучше текст, тем он быстрее разойдется по Сети, причем без указания автора. А за «боян из Интернета» никакой актер копейки не даст. У меня есть тексты, которые распространяются по тысячам сайтов. Желающие могут набрать в поисковике, к примеру «Водка питьевая. Инструкция», «Мама, опять ты здесь?», «При подаче борщ посыпать лепестками розы», «Мужчина. Инструкция» Таких текстов у меня десятки, продать их уже невозможно.

Как узнать, смешно ли у вас получилось? Ну, с этим просто. Прочесть текст своим знакомым на пикнике, дне рождения, тусовке и т. д. Если будут смеяться, значит смешно. Нет, значит нет.

Целевая аудитория.
Юмор бывает разный. Понимание юмора зависит от национальности, места жительства, образовательного уровня, пола и потолка, тезауруса зрителя, его политических убеждений, и т. д. Скажем фраза «что ты мечешься, как жид по газовой камере», рассмешит далеко не всех. Фразы «Школа танцев «Шаг вперед, два шага назад» или «В связи с проведением в городе декады еврейской культуры, подачи воды не будет» базируются на знании зрителем исходников.
Проверять юмор нужно на той аудитории, на которую вы его и писали. Пародию бессмысленно показывать тем, кто не знает оригинала. Самостоятельное чтение своих текстов крайне полезно для эстрадного драматурга.
Текст для эстрады должен быть кратким. Это не рассказ, не роман и не повесть. За три минуты перед зрителем должны развернуться характер и судьба человека. Но это удается далеко не каждому
Наш жанр – единственный жанр искусства, где есть объективных критерий – смех. Если люди не смеются, значит ты написал не смешно. И не надо обвинять партию, правительство, климат, зрителя и т .д. Надо садиться и писать новый текст. Как говорил мой учитель, классик советской эстрады Роберт Борисович Виккерс:
«Написал текст – а теперь посиди и подумай, что их него можно вычеркнуть. Потом подумай еще – и вычеркни оставшееся»
Вопросы есть?
Просьба к коллегам по цеху ikemmer ака Олег Вельцман, aevlod ака Александр Володарский, eu_shestakov ака Евгений Шестаков, высказаться по поводу вышеприведенного.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments