Беленький Марьян (belenky) wrote,
Беленький Марьян
belenky

Известно, что Лотман был мыслителем универсального размаха, размышлял о самых разных сторонах жизни, всегда мог взглянуть на различные явления жизни с новой и неожиданной стороны. "Вечерняя Москва" рассматривает 5 всем привычных явлений в разрезе взглядов Юрия Лотмана:

1. Гений

По Юрию Михайловичу, гений – это не просто романтическое и красивое слово, а довольно точное понятие. Гениальный человек – тот человек, который полностью непредсказуем и возможности которого нельзя очертить. В своей статье "Пушкин притягивает нас, как сама жизнь" Лотман выводит эту формулу по отношению к великому поэту, однако она абсолютно универсальна. Так, у Лотмана приведён отличный пример из набросков романа Л. Толстого о декабристах: "После возвращения из Сибири в Москву одному из декабристов жена говорит замечательные слова: "Я могу предсказать, что сделает наш сын, а вот ты ещё можешь меня удивить". Эта высокая степень непредсказуемости и умение удивлять – ключевое отличие гения от других одарённых людей.

2. Интеллигент

Такой же интересный и неожиданный вывод делает Лотман, размышляя о природе интеллигентности, в своей работе "Культура и интеллигентность". По его мнению, первое, что определяет интеллигентного человека – развитое чувство стыда. В то время как отсутствие интеллигентности подразумевает развитое чувство бесстыдства. Стыд является этическим фактором запрета для интеллигента, тогда как для неинтеллигента таким фактором запрета служит страх. Притом чувство стыда – психологически врождённое и идущее ещё со времён дворянской интеллигенции, "одна из лучших психологических черт, которые были созданы культурой". Дворянская интеллигенция в первую очередь была движима чувством вины – "вины перед теми, кто их кормит, вины перед историей, перед страной, перед самим собой".

3. Стыд

Что же такое стыд, в таком случае? Лотман определяет его как "некое чувство, связанное с этическими запретами". То есть если человек физически может ударить ребёнка или женщину, может пустить сплетню, но не делает этого, поскольку возникает некий запрет (социальный, культурный), здесь речь идёт о психологическом чувстве стыда. Если же, человек не бьёт ребёнка потому, что боится, что рядом окажется милиционер или его ударят ещё больнее – им движет страх. Оба чувства в таком случае являются регулирующими факторами, принадлежат к этическим чувствам, к сфере запретов. Однако страх – принудительный, внешний запрет, а стыд - это добровольный запрет, самоналагаемый изнутри. "Стыд - это чувство свободного человека, а страх - это чувство раба".

4. Дурак и умный

По Лотману, "… первое свойство глупого человека - он считает себя умным; первое свойство умного человека - понимать ограниченность своего ума". Если представить, что умный и глупый человек сталкиваются с чем-то им непонятным – скажем, явлением культуры или творчества, то культурный человек заинтересуется, даже не понимая значения явления, так как признаёт, что его ум имеет некие границы, а что-либо выходящее за них – не есть враждебное. Некультурный человек обозлится, раздражится, так как непоколебимо верит в свои культурность и ум, как все упёртые глупцы. Такое интересное наблюдение содержится в статье Лотмана "Мы живём потому, что мы разные": "Он [глупец] читает великого поэта и не понимает его величия. И он злится на него, и он говорит, что это обман, что всё это только для того, чтобы людей надувать, а самому, не работая, пожрать. Или же он сталкивается с идеей, слишком трудной для его понимания. "Как это я не понимаю, что я, дурак, что ли? " Умный человек скажет: "Да, я дурак. Мне ещё учиться и учиться". А глупый человек: "Нет, я умён. И это меня обманывают... " Глупый человек - он вообще пуглив".

5. Учёный

Очень часто в разговорах об учёных используют фразу "оставить след в науке". Однако эта фраза не всегда применима к истинным учёным. В своих интервью Юрий Лотман неоднократно говорил, что оставленный след в науке не может быть главным побуждением учёного. "История науки знает много случаев, когда учёные из соображений успеха в поисках истины или из этических соображений жертвовали возможностью связать то или иное открытие со своим именем. Известный лингвист академик А. Шахматов, человек не только гениальной одарённости, но и высокой нравственности, не стал печатать одну из своих статей, узнав, что один из его учеников написал на ту же тему книгу. Он сознательно уступил приоритет открытия молодому учёному. В науке есть свои "могилы неизвестного солдата", и у настоящего учёного они вызывают не меньшее уважение, чем самые блестящие имена". Таким образом, настоящим учёным всегда движет не желание решить неразрешимую доселе задачу, чтобы внести след в историю, а в первую очередь желание открыть истину. И процесс поиска этой истины может не иметь конечного результата: настоящие учёные осознают многовековую неразрешимость некоторых научных задач. И, начиная процесс исследования, добровольно отдают себя делу, возможно не имеющему конечного результата. Их воодушевляет "любовь к истине".

***
Из вышеизложенного я делаю вывод: Я гений, интеллигент, умный. Кругом все бездари, жлобы и мудаки.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments