Беленький Марьян (belenky) wrote,
Беленький Марьян
belenky

Categories:
Евреи и разговорный жанр в России
Марьян Беленький

«Разговорный жанр» (stand up comedy) появился в России еще до первой мировой войны, когда в Питере, Москве, Киеве, стали, по парижскому образцу, возникать артистические кабаре. «Би ба бо» в Питере, «Бродячая собака», «Кривое зеркало» в Москве, ХЛАМ (Художники, литераторы, актеры музыканты) в Киеве на Николаевской. Там были пародийные представления, но главной особенностью этих заведений было то, что туда приходили знаменитости – актеры, музыканты, писатели. Маяковский и Есенин читали там стихи и т. д. Главной фигурой там был ведущий, которого потом назвали французским словом конферансье. Задача его была – вести вечер, общаться с публикой напрямую, без текста, представлять гостей. Уже среди первых российских конферансье практически все были евреи – Алексеев, Балиев, Гаркави. С приходом к власти большевиков об имровизации можно было забыть, но разговорный жанр развивался, и евреи заняли в нем ведущее положение. Центр легкой музыки и эстрады в 20 годах был в Одессе, затем музыка ушла на «Тин пэн элли» в Нью Йорк. В двух жанрах – массовой песни и разговорном – евреи занимали практически весь спектр- с 20-х годов и по горбачевскую эпоху.
Естественно, что весь советский эстрадный юмор был пропитан еврейским самоощущением трагизма. Шолом алейхемовский посыл «мне хорошо, я сирота» стал основным приемом советской юмористики. «А в отдельных магазинах нет отдельной колбасы». « В магазинах нету ваты – выступают акробаты». По сути, и сегодня все монологи Жванецкого и Задорнова - на тему «как мы с вами плохо живем».
50-е. Авторы, режиссеры, актеры. Дыховичный и Слободской, Масс и Червинский, Райкин, Виккерс и Каневский, Миронова и Менакер, Миров и Новицкий, Виктор Ардов, Александр Израилевич Шуров и Александр Рыкунин, основатель московского театра эстрады Владимир Поляков. Я не знаю ни одного райкинского автора - не еврея. Присутствующий в ЖЖ многолетний райкинский автор Марк Азов
markazov25
может это подтвердить.
В 60 годах в эстраду через передачу «С добрым утром!» пришло новое поколение московских евреев – Горин, Арканов, Измайлов, Лившиц и Левенбук. 70-е – Хазанов, Шифрин, Клара Новикова. Немногие представители нацменьшинств (Трушкин, Коклюшкин) подделывались под тот же стиль «Ой как нам плохо!».
Эти времена я уже застал. Куда бы я ни приходил – на юморе везде сидели евреи. Администраторы, режиссеры; редакторы газет, журналов, радио; авторы, актеры, кассиры. В Киеве был еще украинский юмор. А в Москве в те годы господство евреев в этом жанре было 100%. Единственный еврей в заполярном Лабытнанги оказывался администратором местной филармонии.
Тематика оставалась той же и в 80-х. Новая команда – Лев Новоженов – редактор отдела юмора «Московского комсомольца», где публиковались Шендерович, Игорь Иртеньев, Владимир Вишневский ( + ваш покорный слуга, если кто помнит).
Тематика оставалась той же:
«Икринка под диван закатилась, все гости искали три часа (Измайлов - Хазанов)
«Дайте мне трусы с квартирой» - (Коклюшкин – Шифрин).
«На Дальнем Востоке столкнулся поезд с пароходом. На место происшествия вылетела комиссия, но долетит ли она – хрен его знает» - (Коклюшкин – Шифрин).
Апофеозом всего этого стал карикатурный образ «Тети Сони», эксплуатируемый по сей день.
В 1986 году, в передаче «Аншлаг» на советской эстраде впервые за 70 лет появился русский человек.
Манера исполнения, тематика текстов, внешний вид Михаила Евдокимова – все это разительно отличалась от традиционного еврейского нытья на тему «Как нам здесь плохо живется».
Затем у русского актера появился русский автор – Евгений Шестаков eu_shestakov. Стилистика текстов Шестакова, тематика, парадоксальный юмор разительно отличаются от предшественников. Темы «как нам плохо» нет вообще. Шестаков использует элементы русского фольклора, и абсурда, присущего западной эстраде. Даже мат в его текстах выглядит народным, а не надуманно интеллигентским.

Это пока все.
Больше ничего не выжмешь из рассказа моего. При всем желании.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

    А шо? Пусть ФБ закроют навсегда, и тогда все сюда вернутся. За что меня банили в ФБ: "Русофобские" цитаты из Пушкина, Лермонтова, Щедрина и т. д.…

  • (без темы)

    Марьян Беленький Скромность. Профилактика и лечение Скромность, наряду с шизофренией и депрессией является тяжелым психическим расстройством. Б-ному…

  • (без темы)

    Марьян Беленький Пушкину Ну что, мудак, допрыгался? Стишки стишками, но надо же чуть чуть сейхла иметь в голове. Ты думал – тебе все сойдет и на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments